Формирование духовно-нравственной личности
школьника на традициях и обычаях русского православия
Горланова Е.Н.
Муниципальное
общеобразовательное учреждение Рамонская
средняя общеобразовательная школа №2
Формирование духовно-нравственной личности — сложный и длительный процесс. Он требует
постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию
чувств и сознания детей.
В современной России подрастающее
поколение особенно нуждается в
формировании нравственных ориентиров. Сделать это можно только на фундаменте
православной культуры. При знакомстве с традициями, укладом жизни православного
народа у детей постепенно формируется тот нравственный идеал, который
складывался веками, и к которому должен стремиться каждый русский человек. Чем
раньше ребенок встретится с этическими и эстетическими ценностями своего
народа, тем быстрее будет идти его духовное становление.
Традиции
и обычаи русского православия,
православные нравственные нормы – это многовековой опыт огромного количества
людей всего православного мира, тысячелетний опыт России. Поэтому православные
нравственные нормы на сегодняшний день мы рассматриваем как исходные, базовые
для русского человека, на основе которых целесообразно осуществлять
нравственное воспитание детей.
Мы должны уметь разделять понятия
православной культуры и религиозной. Отличительными особенностями светского
воспитания на основе православной культуры от религиозного является следующее:
· не ставит целью
формирование религиозного мировоззрения,
а также вовлечение в веру;
· не
сопровождается проведением богослужений, религиозных обрядов.
Следующий специфический аспект
духовно-нравственного воспитания и формирования духовно- нравственной
личности на основе православной культуры
заключается в мировосприятии, которое она формирует, в идейном содержании произведений
искусства, изобразительного и декоративно-прикладного творчества, литературы, народных
традиций и обычаях.
Влияние русского духовного православия
мы наблюдаем в народном творчестве: «русская волшебная сказка, лики святых на
иконах воскресающей Руси, светлая, детски-радостная архитектура русских храмов,
чудные своим приятием, воспеванием Бога и жизни колокольные звоны православных
церквей, чистая, как росинка, молитва иноков, печальная, но ничуть не
подвигающая к отречению от жизни русская песня и полная светлого величия
русская хоровая музыка, русская живопись и русский театр, русская симфоническая
музыка и русская литература, дивный светлый русский балет, светло-космические
искания русских ученых и религиозных философов и пр. – во всем этом светится
принимающая Бога и свою судьбу душа народа России, во всем этом являет себя ее
жизнеутверждающее миросозерцание» [2, с. 64].
В связи с этим возникла необходимость
создания обществ и объединений деятельности по разным направлениям, которые бы
способствовали становлению, формированию духовно-нравственной личности
школьника и развивали инновационные формы организации работ по развитию
творческих способностей детей под влиянием православных традиций.
Таким образом, организованная в процессе
духовно-нравственного воспитания православной культурой творческая
деятельность позволяет реализовать деятельностный подход, оптимизируя
воспитательный процесс.
В нашей школе более 10 лет работают
творческие объединения: «Радуга»
(основное направление - изобразительная и декоративно-прикладная деятельность,
руководитель Горланова Е. Н.) и
«Окружной центр по духовно-нравственному воспитанию» (основное направление –
изучение православной культуры, руководитель Шилова Т. Н.).
Цели и задачи наших объединений совпадают по многим направлениям:
· расширение знаний
детей о духовных традициях родного народа и Отечества, его культуре, нравственных и эстетических ценностях;
· воспитание любви к Родине, уважительного
отношения и милосердия к окружающим;
· формирование
высоконравственной гармонично-развивающейся личности школьника;
· воспитание у
детей духовно-нравственных качеств на основе православных традиций, идеалов
Святой Руси;
· развитие
творческих способностей у детей через изготовление атрибутов православных
сувениров;
· развитие любви к
близким, сохранение семейных традиций;
· ограждение детей
от асоциальных влияний, формирование навыков выживания и духовного
противостояния злу.
Результатом нашей совместной
деятельности стал благотворительный творческий детский проект: «Пасхальные
сувениры» [3]. Он был задуман, разработан и реализован для материальной
поддержки наших объединений. Но когда проект был близок к завершению, в наши
планы вмешалась сама жизнь… Деньги оказались нужны на дорогостоящую операцию
для Андреевой Кати, ученицы, а теперь выпускницы нашей школы. Очень сложное
заболевание, о котором не раз сообщали СМИ [например, 4], оперируется и лечится
только в Финляндии, что стоит немалых денег.
Наши творческие объединения, продав на благотворительной ярмарке пасхальные
сувениры, заработали 700 рублей. Пусть
сумма оказалась не так велика, но ведь именно из таких скромных
пожертвований и собираются необходимые средства.
Средства были собраны нашими школьниками,
жителями поселка ВНИИСС (Рамонский район, Воронежская область),
благотворительными фондами и просто неравнодушными людьми. Девочка благополучно прооперированна в
августе 2010 года, у нее появился шанс на нормальную жизнь.
Вот такими проектами, участием в
благотворительных акциях и милосердным отношением друг другу можно и нужно формировать
духовно-нравственную личность школьника. В завершение статьи хочется привести цитату
из Православного календаря: «Благотворительность имеет большое значение для
людей. Творить добро, не ожидая славы и вознаграждения дело достойное. Строить
школы и приходы, помогать больницам и неимущим, и главное оказывать помощь тем,
кто в ней нуждается. Немало важным является помощь не только материальная, но и
духовная. Многие не задумываются насколько важно помогать детям и людям, не
знающим как жить после потрясений жизненных. Совет, моральная поддержка,
воодушевление на благие дела, а не на озлобление ко всем и всему - это та
благотворительность, которую может оказать каждый верующий человек. Мир не без
добрых людей, это выражение все неоднократно слышали множество раз. Так говорят
люди, которым помогали знакомые или незнакомые люди. Может быть, через время
уже и никто не помнит их имен, но всегда будут помнить их добрые дела, и,
воодушевляясь их примером, будут творить свои добрые дела. В традициях
православия помогать по мере возможностей, поэтому каждый православный человек
всегда помнит об этом и соблюдает многовековые традиции» [1]. В Евангелие от
Матфея говорится: «1 Смотрите, не творите милостыни вашей пред
людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего
Небесного. 2 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою,
как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно
говорю вам: они уже получают награду свою. 3 У тебя же, когда
творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, 4
чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе
явно» [5].
Список литературы
1.
Благовещение:
Православие. Традиции и каноны [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.blagoveshenie.ru/blagotvoritelnost/index.htm. - Дата
обращения: 12.09.2010. – 13-30.
2.
Гагаев
А.А., Гагаев П.А. Русские философско-педагогические учения XVIII-XX вв. – М.:
«ТИД «Русское слово-РС»», 2002.-464 с.
3.
Горланова
Е. Н. Благотворительный творческий детский проект: «Пасхальные сувениры» [Электронный
ресурс]. –Режим доступа:
http://gorpaint.ucoz.ru/load/prezentacija_quot_blagotvoritelnyj_detskij_tvorcheskij_proekt_quot/1-1-0-24
4.
Письмо
Кати Андреевой /Сайт Благотворительного фонда помощи детям «Дети Земли» [Электронный
ресурс]. –Режим доступа:
http://www.childrenofearth.org/ru/page/letter-20100907-andreeva-katya. - Дата
обращения: 12.09.2010. - 13-00.
Евангелие от Матфея. Глава 6 [Электронный ресурс].
–Режим доступа: http://biblia.org.ua/bibliya/mf.html. -Дата обращения: 12.09.2010. - 13-
|