Реализация компетентностного подхода в обучении изобразитель-ному искусству во внеурочной деятельности учащихся МОУ Рамонская СОШ №2 Горланова Елена Николаевна, учитель ИЗО и МХК
Понятия компетентности формируются в процессе обучения не только в школе, но и под воздействием культуры, религии, социальной среды, института семьи и многих факторов. Жизнь в современном обществе такова, что уже с младшего школьного возраста она предъявляет ряд конкретных требований: быстрого и эффективного действия в проблемных и незнакомых ситуациях, умения ориентироваться в потоках информации и конечно самостоятельно создавать новые продукты деятельности. Компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной дея-тельности. Кроме этого компетенция проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации, и связана с мотивацией на непрерывное образование. Ориентации школьного образования на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. Особая роль при таком подходе отводится дисциплинам художественно-гуманитарного цикла и учебным курсам с элементами освоения технологий (изобразительное искусство, художественный труд, дизайн, инженерная графика и черчение). Именно в них могут активно использоваться проектные методы, вовлекающие школьников в практическую дея-тельность. Это требует разработки новых учебных технологий и учебных материалов, использования информационно-коммуникативных технологий. ЮНЕСКО сформулированы необходимые области компетентности, формируемые в системе образования: -компетентность в познавательной деятельности - научить учиться; компетентность в практикоориентированном обучении - научить жить; -компетентность в среде коммуникации - научить жить вместе; - компетентность в трудовой сфере - научить работать и зарабаты-вать. Деятельность направлена не на процесс, а на результат. Где в цели обучения входит формирование четырёх опытов: - опыт познавательной деятельности; - опыт осуществления деятельности; - опыт творческой деятельности; - опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Таким образом, компетентностный подход реализуется по следующим четырем линиям: - ключевые компетентности; - обобщенные предметные явления; - прикладные предметные умения; - жизненные навыки. Представляет определенный интерес подход к определению компетен-ций в Австрии. В австрийской системе образования выделяются следующие ключевые компетенции: компетенции, направленные на самореализацию личности; социальные компетенции и компетенции в определенных сферах деятельности. К компетенциям в определенных сферах деятельности отно-сятся компетенции в таких сферах как "Язык и коммуникация”, «Человек и общество»; «Здоровье и движение», «Природа и техника». «Творчество и дизайн» Огромный потенциал для развития компетентносного подхода в обучении изобразительному искусству школьников на внеурочных занятиях являются разнообразные формы организации занятий в творческих объединениях и кружках. Занятия внеурочной деятельностью в области изобразительного искусства дают возможность широкого проявления творческой инициативы, что позволяет создавать атмосферу увлеченности и активности учащихся. Я стараюсь предоставлять каждому ученику свободу для художественно-творческого решения общей учебной задачи. В результате способность детей к целенаправленной творческой деятельности становится критерием их художественного развития. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища. Большое внимание на занятиях я уделяю на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности, что способствует активизации внимания. Поиски новых подходов и методов обучения сводятся чаще всего к одному - поиску форм занятий, в которых ребенок мог проявить свои возможности и способности, овладеть соответствующими компетенциями. В школе пытаемся вводить проектный метод обучения. Нравится то, что ребята учатся решать проблемы, работать в команде, принимать участия в дискуссиях, учатся критиковать и самостоятельно добывать нужную информацию. Но, оказывается, очень сложно перестроить себя, свою работу - быть только организатором и консультантом. Очень удачно данный метод работает на уроках изобразительного искусства, мировой художественной культуры, технологии, а еще на занятиях творческого объединения «Радуга». Данное объединение работает в нашей школе уже 15 лет. Творческое объединение «Радуга» функционирует в единой системе учебно-воспитательной работы школы. Основная цель объединения – расширение и углубление знаний, полученных на уроках изобразительного искусства, развитие интереса к художественной культуре, приобщение к самостоятельному творчеству.
Программа творческого объединения «Радуга» Эстетическое воспитание во внеклассной работе осуществляется в ху-дожественных кружках. Художественная деятельность является средством формирования культуры поведения при воспитании личности. Факультативный курс предполагает обращение к живописи, графике, скульптуре, керамике, декоративно-прикладной деятельности, изучению ис-тории искусства. Кружок изобразительного искусства служит средством выявления и развития у школьников способностей, воспитания их художественной культуры. Постоянное накопление эстетических и художественных впечатлений, совершенствование вкуса, оценка явлений окружающей действительности, освоение эстетических знаний определяют нравственное развитие школьни-ка. Кружок «Радуга» организован для детей среднего школьного возраста и рассчитан на обучение детей в течение одного года. Форма занятия – кружок. Ожидаемые результаты кружковой работы: - получение детьми практических знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства; - выставки работ детей; - развитие художественного вкуса, творческой активности и эстетиче-ского восприятия у детей. Формы подведения итогов дополнительной образовательной программы: - художественные выставки; - участие в конференциях; - участие в художественных конкурсах.
Учебно-тематический план на год № п/п Тема кол-во часов 1 Чем и как будем заниматься. Материалы и принадлежности 2 2 Поездка на Рамонский керамический завод на выставку кера-мики, заготовка глины 3 Создание изразцовых композиций 2 4 Создание изразцовых композиций 2 5 Проект: «Изразцовое панно» 2 6 Работа с глиной: создание барельефов, подсвечников с элементами растительного узора и животного мира: занятие 1 2 7 Работа с глиной: создание барельефов, подсвечников с элементами растительного узора и животного мира: занятие 2 2 8 Сушка, обжиг, роспись керамики 2 9 Роспись керамики 2 10 Подготовка к школьному Новогоднему базару поделок. Про-ектные композиции по Новогодней тематике. Выставка-продажа новогодних композиций. 2 11 Выполнение натюрморта с натуры. Достижение тональной и цветовой градации при передаче объема предметов: занятие 1 2 12 Выполнение натюрморта с натуры. Достижение тональной и цветовой градации при передаче объема предметов: занятие 2 2 13 Выполнение натюрморта с натуры. Достижение тональной и цветовой градации при передаче объема предметов: занятие 3 2 14 Зимняя композиция в технике офорта (выцарапывание): заня-тие 1 2 15 Зимняя композиция в технике офорта (выцарапывание): заня-тие 2 2 16 Зимняя композиция в технике офорта (выцарапывание): заня-тие 3 2 17 Композиции на основе природных материалов 2 18 Композиции на основе природных материалов 2 19 Подготовка выставки 2 20 Работа с глиной – создание народных игрушек 2 21 Работа с глиной – создание народных игрушек 2 22 Работа с соленым тестом, создание композиций на сказочную тематику: занятие 1 2 23 Работа с соленым тестом, создание композиций на сказочную тематику: занятие 2 2 24 Работа с соленым тестом: сушка и роспись композиций на сказочную тематику: занятие 1 2 25 Работа с соленым тестом: сушка и роспись композиций на сказочную тематику: занятие 2 2 26 Создание витражей «Встречай весну» - работа со стеклом и витражными красками, занятие 1 2 27 Создание витражей «Встречай весну» - работа со стеклом и витражными красками, занятие 2 2 28 Создание витражей «Встречай весну» - работа со стеклом и витражными красками, занятие 3 2 29 Пленэр: занятие 1 – зарисовка деревьев и больших про-странств с перспективой (бумага, гуашь, кисти) 2 30 Пленэр: занятие 2 – изучение линейной перспективы (карандаши, бумага, гуашь, кисти) 2 31 Пленэр: занятие 3 – изучение воздушной перспективы (каран-даши, бумага, гуашь, кисти) 2 32 Поездка в музей изобразительных искусств имени И.Крамского 2 33 Выставка-отчет, посвященная Дню защиты детей 2 34 Подведение итогов и выполнение отчета по кружковой ра-боте 2
|