Пятница, 29.03.2024, 15:46Приветствую Вас Гость | RSS
ИЗО. МХК. Творчество, идеи и методика.
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [11]
интересные статьи из интернета [2]
все интересное из всемирной паутины
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Реализация компетентностного подхода в обучении изобразитель-ному искусству во внеурочной деятельности учащихся МОУ Рамонская СОШ №2 Горл
Реализация компетентностного подхода в обучении изобразитель-ному искусству во внеурочной деятельности учащихся
МОУ Рамонская СОШ №2 Горланова Елена Николаевна, учитель ИЗО и МХК

Понятия компетентности формируются в процессе обучения не только в школе, но и под воздействием культуры, религии, социальной среды, института семьи и многих факторов. Жизнь в современном обществе такова, что уже с младшего школьного возраста она предъявляет ряд конкретных требований: быстрого и эффективного действия в проблемных и незнакомых ситуациях, умения ориентироваться в потоках информации и конечно самостоятельно создавать новые продукты деятельности. 
 Компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной дея-тельности. Кроме этого компетенция проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации, и связана с мотивацией на непрерывное образование. Ориентации школьного образования на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. Особая роль при таком подходе отводится дисциплинам художественно-гуманитарного цикла и учебным курсам с элементами освоения технологий (изобразительное искусство, художественный труд, дизайн, инженерная графика и черчение). Именно в них могут активно использоваться проектные методы, вовлекающие школьников в практическую дея-тельность. Это требует разработки новых учебных технологий и учебных материалов, использования информационно-коммуникативных технологий. 
ЮНЕСКО сформулированы необходимые области компетентности, формируемые в системе образования:
-компетентность в познавательной деятельности - научить учиться; компетентность в практикоориентированном обучении - научить жить;
-компетентность в среде коммуникации - научить жить вместе;
- компетентность в трудовой сфере - научить работать и зарабаты-вать.  
Деятельность направлена не на процесс, а на результат. Где в цели обучения входит формирование четырёх опытов:
- опыт познавательной деятельности;
- опыт осуществления деятельности;
- опыт творческой деятельности;
- опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.
Таким образом, компетентностный подход реализуется по следующим четырем линиям:
- ключевые компетентности;
- обобщенные предметные явления;
- прикладные предметные умения;
- жизненные навыки.
Представляет определенный интерес подход к определению компетен-ций в Австрии. В австрийской системе образования выделяются следующие ключевые компетенции: компетенции, направленные на самореализацию личности; социальные компетенции и компетенции в определенных сферах деятельности. К компетенциям в определенных сферах деятельности отно-сятся компетенции в таких сферах как "Язык и коммуникация”, «Человек и общество»; «Здоровье и движение», «Природа и техника». «Творчество и дизайн»  
  Огромный потенциал для развития компетентносного подхода в обучении изобразительному искусству школьников на внеурочных занятиях являются разнообразные формы организации занятий в творческих объединениях и кружках. Занятия внеурочной деятельностью в области изобразительного искусства дают возможность широкого проявления творческой инициативы, что позволяет создавать атмосферу увлеченности и активности учащихся. Я стараюсь предоставлять каждому ученику свободу для художественно-творческого решения общей учебной задачи. В результате способность детей к целенаправленной творческой деятельности становится критерием их художественного развития. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища. Большое внимание на занятиях я уделяю на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности, что способствует активизации внимания. Поиски новых подходов и методов обучения сводятся чаще всего к одному - поиску форм занятий, в которых ребенок мог проявить свои возможности и способности, овладеть соответствующими компетенциями. В школе пытаемся вводить проектный метод обучения. Нравится то, что ребята учатся решать проблемы, работать в команде, принимать участия в дискуссиях, учатся критиковать и самостоятельно добывать нужную информацию. Но, оказывается, очень сложно перестроить себя, свою работу - быть только организатором и консультантом. Очень удачно данный метод работает на уроках изобразительного искусства, мировой художественной культуры, технологии, а еще на занятиях творческого объединения «Радуга». Данное объединение работает в нашей школе уже 15 лет. Творческое объединение «Радуга» функционирует в единой системе учебно-воспитательной работы школы. Основная цель объединения – расширение и углубление знаний, полученных на уроках изобразительного искусства, развитие интереса к художественной культуре, приобщение к самостоятельному творчеству.

Программа творческого объединения «Радуга»
Эстетическое воспитание во внеклассной работе осуществляется в ху-дожественных кружках. Художественная деятельность является средством формирования культуры поведения при воспитании личности.
Факультативный курс предполагает обращение к живописи, графике, скульптуре, керамике, декоративно-прикладной деятельности, изучению ис-тории искусства. Кружок изобразительного искусства служит средством выявления и развития у школьников способностей, воспитания их художественной культуры. 
Постоянное накопление эстетических и художественных впечатлений, совершенствование вкуса, оценка явлений окружающей действительности, освоение эстетических знаний определяют нравственное развитие школьни-ка.
Кружок «Радуга» организован для детей среднего школьного возраста и рассчитан на обучение детей в течение одного года.
Форма занятия – кружок.
Ожидаемые результаты кружковой работы:
- получение детьми практических знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства;
- выставки работ детей;
- развитие художественного вкуса, творческой активности и эстетиче-ского восприятия у детей.
Формы подведения итогов дополнительной образовательной программы: - художественные выставки;
- участие в конференциях;
- участие в художественных конкурсах.

Учебно-тематический план на год
№ п/п Тема кол-во часов
1 Чем и как будем заниматься. Материалы и принадлежности 2
2 Поездка на Рамонский керамический завод на выставку кера-мики, заготовка глины
3 Создание изразцовых композиций 2
4 Создание изразцовых композиций 2
5 Проект: «Изразцовое панно» 2
6 Работа с глиной: создание барельефов, подсвечников с элементами растительного узора и животного мира: занятие 1 2
7 Работа с глиной: создание барельефов, подсвечников с элементами растительного узора и животного мира: занятие 2 2
8 Сушка, обжиг, роспись керамики 2
9 Роспись керамики 2
10 Подготовка к школьному Новогоднему базару поделок. Про-ектные композиции по Новогодней тематике. Выставка-продажа новогодних композиций. 2
11 Выполнение натюрморта с натуры. Достижение тональной и цветовой градации при передаче объема предметов: занятие 1 2
12 Выполнение натюрморта с натуры. Достижение тональной и цветовой градации при передаче объема предметов: занятие 2 2
13 Выполнение натюрморта с натуры. Достижение тональной и цветовой градации при передаче объема предметов: занятие 3 2
14 Зимняя композиция в технике офорта (выцарапывание): заня-тие 1 2
15 Зимняя композиция в технике офорта (выцарапывание): заня-тие 2 2
16 Зимняя композиция в технике офорта (выцарапывание): заня-тие 3 2
17 Композиции на основе природных материалов 2
18 Композиции на основе природных материалов 2
19 Подготовка выставки 2
20 Работа с глиной – создание народных игрушек 2
21 Работа с глиной – создание народных игрушек 2
22 Работа с соленым тестом, создание композиций на сказочную тематику: занятие 1 2
23 Работа с соленым тестом, создание композиций на сказочную тематику: занятие 2 2
24 Работа с соленым тестом: сушка и роспись композиций на сказочную тематику: занятие 1 2
25 Работа с соленым тестом: сушка и роспись композиций на сказочную тематику: занятие 2 2
26 Создание витражей «Встречай весну» - работа со стеклом и витражными красками, занятие 1 2
27 Создание витражей «Встречай весну» - работа со стеклом и витражными красками, занятие 2 2
28 Создание витражей «Встречай весну» - работа со стеклом и витражными красками, занятие 3 2
29 Пленэр: занятие 1 – зарисовка деревьев и больших про-странств с перспективой (бумага, гуашь, кисти) 2
30 Пленэр: занятие 2 – изучение линейной перспективы (карандаши, бумага, гуашь, кисти) 2
31 Пленэр: занятие 3 – изучение воздушной перспективы (каран-даши, бумага, гуашь, кисти) 2
32 Поездка в музей изобразительных искусств имени И.Крамского 2
33 Выставка-отчет, посвященная Дню защиты детей 2
34 Подведение итогов и выполнение отчета по кружковой ра-боте 2


Категория: Мои статьи | Добавил: огонек (16.04.2010)
Просмотров: 3947 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz