Пояснительная записка
к тематическому плану уроков по учебной программе
«Изобразительное искусство и художественный труд»
Развернутый тематический план составлен применительно к
учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд»,
разработанной под руководством и редакцией народного художника России,
академика РАО Б. М. Неменского (2009 год издания). Программа предполагает
целостный интегрированный курс, включающий в себя виды искусства: живопись,
графику, скульптуру, народное и декоративно-прикладное искусство, – и строится
на основе отечественных традиций гуманной педагогики.
Содержание программы направлено на
реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к
искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной
деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей
ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых
невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают
представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Темы
программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации,
расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность
сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к
узкотехнологической стороне.
Учебная программа «Изобразительное искусство и
художественный труд» опирается на приоритеты современного школьного
образования.
Школьное образование в современных условиях призвано
обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на
основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания,
профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и
смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на
формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и
самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои
потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного
пути.
Главной целью школьного образования является
развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды
ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное
саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих
позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной
суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс
овладения компетенциями: коммуникативной (К), личностного саморазвития (ЛС),
ценностно-ориентационной (ЦО), смыслопоисковой (СП), рефлексивной (Р).
Это определило цели обучения
изобразительному искусству на ступени начального общего образования:
• развитие способности к эмоционально-ценностному
восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих
работах своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств:
изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их
бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами
художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры
восприятия произведений профессионального и народного изобразительного
искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему
народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому,
многонациональной культуре.
В контексте компетентностного подхода к образованию
планирование построено так, чтобы дать обучающимся 2 классов ясные
представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое
привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в
повседневном человеческом бытии, в жизни общества, значение искусства в
развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы занятий по
изобразительному искусству.
Принципы отбора содержания связаны с
преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения,
логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития
учащихся.
Для формирования представлений о пространственной
композиции предусматривается организация разных форм деятельности учащихся:
моделирование и конструирование (из бумаги, ткани, пластика и т. д.), лепка,
графика и др.
Данный тематический план призван соответствовать
приоритетной цели художественного образования в школе: духовно-нравственному
развитию ребенка, то есть формированию у него нравственных и коммуникативных
компетентностей на основе качеств, отвечающих представлениям об истинной
человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Предполагается интеграция художественного образования с воспитанием
толерантности, гражданственности и патриотизма в тесной связи с мировыми
процессами: в основу планирования положен принцип – «от родного порога
в мир общечеловеческой культуры». Ребенок шаг за шагом открывает
многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей
планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения школьника.
В тематическом плане определены виды и приемы
художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с
использованием разнообразных форм выражения:
– изображение на
плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
– декоративная и
конструктивная работа;
– восприятие явлений
действительности и произведений искусства;
– обсуждение работ
товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого
формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять
работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и
индивидуальной работы на уроках;
– изучение
художественного наследия;
– подбор иллюстративного
материала к изучаемым темам;
– прослушивание
музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Предусматривается освоение трех способов
художественного выражения действительности: изобразительного, декоративного
и конструктивного, которые в начальной школе выступают для детей в качестве
хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности.
Поэтому система уроков опирается на знакомство учащихся начальной школы с Мастерами
Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие
школьников в этих трех видах деятельности позволит систематически приобщать их
к миру искусства.
Программа занятий предусматривает последовательное
изучение методически выстроенного материала. Предложенные в данном тематическом
планировании педагогические технологии призваны обеспечить выполнение каждой из
поставленных задач и способствуют успешному ее решению.
Развернутое тематическое планирование составлено из
расчета 1ч в неделю (всего 34часа за
учебный год).
Темы и задания уроков предполагают создание игровых и
сказочных ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и
уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных
материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками
стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым
условием формирования личности ребенка.
При составлении тематического
плана учитель сосредоточил внимание на актуализации
следующих аспектов обучения младших школьников:
– развитие образного мышления и
изучение национальных культур, использование традиций народного художественного
творчества, обучение ребенка видеть
мир во взаимосвязи искусства, исторического фона и
мировоззрения народа, создавшего высокохудожественные предметы быта;
– воспитание системного видения
сущности предметов, умение ощущать связь времен и поколений;
– создание среды, стимулирующей
творческую активность учащегося, с опорой на эмоции, на способность к
сопереживанию.
Планирование занятий предполагает
выполнение следующих этапов познания: восприятие учебного материала –
осмысление – усвоение – применение усвоенного в практической деятельности.
Планируется подача материала тематическими блоками, что
усиливает его усвоение, поскольку информация, упражнения, закрепление знаний,
умений и навыков проходят в единстве и взаимосвязи в короткий период времени.
Тематическим планом предусматривается широкое
использование наглядных пособий, материалов и инструментария
информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и
коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок
педагога.
Требования к уровню подготовки учащихся 2 классов
(базовый уровень)
Учащиеся 2 классов должны
знать/понимать:
• основные жанры и виды
произведений изобразительного искусства;
уметь:
• различать основные и
составные, теплые и холодные цвета;
• узнавать отдельные
произведения выдающихся отечественных
художников (В. М. Васнецов, И. И. Левитан);
• сравнивать различные
виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного
искусства);
• использовать
художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
• применять основные
средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с
натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах:
иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для самостоятельной
творческой деятельности;
• обогащения опыта
восприятия произведений изобразительного искусства;• оценки произведений
искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок.
Список методической литературы
1. Алехин, А. Д.
Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.
2. Алехин, А. Д. Когда
начинается художник. – М.: Просвещение, 1984.
3. Алексахин, Н. Матрешка.
– М.: Просвещение, 1988.
4. Аранова, С. В. Обучение
изобразительному искусству. – СПб., 2004.
5. Басина, Н. С кисточкой
и музыкой в ладошке. – М.: Линка-Пресс, 1997.
6. Дорожкин, Ю. Г.
Городецкая роспись. – М.: Мозайский, 1999.
7. Дорожкин, Ю. Г.
Жостовская роспись. – М.: Мозайский, 1999.
8. Дорожкин, Ю. Г.
Хохломская роспись. – М.: Мозайский, 1999.
9. Жегалова, С. Росписи
Хохломы. – М.: Детская литература, 1991.
10. Ильченко, М.
Методическое пособие по городецкой росписи. – М.: ИД «Грааль», 2002.
11. Кирцер, Ю. М. Рисунок,
живопись. – М.: Высшая школа, 1992.
12. Кузин, В. С.
Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. – М.: Агар,
1988.
13. Горяева, Н. А. [и
др.]. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас: учебник для 3 кл.
начальной школы / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008.
14. Горяева, Н. А.,
Неменская, Л. А., Питерских, А. С. [и др.]. Изобразительное искусство. Твоя мастерская:
рабочая тетрадь. 3 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /
под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008.
15. Неменский, Б. М.,
Неменская, Л. А., Коротеева, Е. И. [и др.]. Изобразительное искусство. 1–4
классы: методическое пособие / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение,
2008.
16. Неменский, Б. М.,
Горяева, Н. А., Неменская, Л. А. [и др.]. Программы общеобразовательных
учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. С краткими
методическими рекомендациями. 1–9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – М.:
Просвещение, 2008.
17. Ростовцев, Н. Н.
Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995.
18. Ростовцев, Н. Н.
Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: Агар, 1998.
19. Рылова, Л. Б. Изобразительное
искусство в школе. – Ижевск, 1992.
20. Шоган, В. В.
Технологии личностно ориентированного урока. – Воронеж: Учитель, 2003.
21. Школа изобразительного
искусства / под ред. А. Н. Пономарева. – М.: Агар, 1998.
Техника безопасности.
№
1 – организация рабочего места на уроке.
№ 2 – работа с клеем.
№
3 – работа с ножницами.
№ 4 – работа с иглой.
№ 5 – работа с
пластилином.
№ 6 – работа с
циркулем.
№7-работа с компьютером
|