Суббота, 27.04.2024, 06:03Приветствую Вас Гость | RSS
ИЗО. МХК. Творчество, идеи и методика.
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [42]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов


Главная » Файлы » Мои файлы

Рабочие программы по ИЗО,технологии,МХК
[ Скачать с сервера (95.5 Kb) ] 05.09.2010, 09:48

Пояснительная записка
к тематическому плану уроков по учебной программе
«Изобразительное искусство и художественный труд»

Развернутый тематический план составлен применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2009 год издания). Программа предполагает целостный интегрированный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графику, скульптуру, народное и декоративно-прикладное искусство, – и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики.

Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узкотехнологической стороне.

Учебная программа «Изобразительное искусство и художественный труд» опирается на приоритеты современного школьного образования.

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями: коммуникативной (К), личностного саморазвития (ЛС), ценностно-ориентационной (ЦО), смыслопоисковой (СП), рефлексивной (Р).

Это определило цели обучения изобразительному искусству на ступени начального общего образования:

• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

В контексте компетентностного подхода к образованию планирование построено так, чтобы дать обучающимся 2 классов ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном человеческом бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы занятий по изобразительному искусству.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Для формирования представлений о пространственной композиции предусматривается организация разных форм деятельности учащихся: моделирование и конструирование (из бумаги, ткани, пластика и т. д.), лепка, графика и др.

Данный тематический план призван соответствовать приоритетной цели художественного образования в школе: духовно-нравственному развитию ребенка, то есть формированию у него нравственных и коммуникативных компетентностей на основе качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Предполагается интеграция художественного образования с воспитанием толерантности, гражданственности и патриотизма в тесной связи с мировыми процессами: в основу планирования положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения школьника.

В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

декоративная и конструктивная работа;

восприятие явлений действительности и произведений искусства;

обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;

изучение художественного наследия;

подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Предусматривается освоение трех способов художественного выражения действительности: изобразительного, декоративного и конструктивного, которые в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности. Поэтому система уроков опирается на знакомство учащихся начальной школы с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволит систематически приобщать их к миру искусства.

Программа занятий предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Предложенные в данном тематическом планировании педагогические технологии призваны обеспечить выполнение каждой из поставленных задач и способствуют успешному ее решению.

Развернутое тематическое планирование составлено из расчета 1ч в неделю (всего 34часа  за учебный год).

Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

При составлении тематического плана учитель сосредоточил внимание на актуализации следующих аспектов обучения младших школьников:

– развитие образного мышления и изучение национальных культур, использование традиций народного художественного творчества, обучение  ребенка  видеть  мир  во  взаимосвязи искусства, исторического фона и мировоззрения народа, создавшего высокохудожественные предметы быта;

– воспитание системного видения сущности предметов, умение ощущать связь времен и поколений;

– создание среды, стимулирующей творческую активность учащегося, с опорой на эмоции, на способность к сопереживанию.

Планирование занятий предполагает выполнение следующих этапов познания: восприятие учебного материала – осмысление – усвоение – применение усвоенного в практической деятельности.

Планируется подача материала тематическими блоками, что усиливает его усвоение, поскольку информация, упражнения, закрепление знаний, умений и навыков проходят в единстве и взаимосвязи в короткий период времени.

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.

Требования к уровню подготовки учащихся 2 классов
(базовый уровень)

Учащиеся 2 классов должны

знать/понимать:

• основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

уметь:

• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

• узнавать отдельные произведения выдающихся  отечественных художников (В. М. Васнецов, И. И. Левитан);

• сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

• использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

• применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для самостоятельной творческой деятельности;

• обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;• оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок.

 

Список методической литературы

1. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.

2. Алехин, А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1984.

3. Алексахин, Н. Матрешка. – М.: Просвещение, 1988.

4. Аранова, С. В. Обучение изобразительному искусству. – СПб., 2004.

5. Басина, Н. С кисточкой и музыкой в ладошке. – М.: Линка-Пресс, 1997.

6. Дорожкин, Ю. Г. Городецкая роспись. – М.: Мозайский, 1999.

7. Дорожкин, Ю. Г. Жостовская роспись. – М.: Мозайский, 1999.

8. Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись. – М.: Мозайский, 1999.

9. Жегалова, С. Росписи Хохломы. – М.: Детская литература, 1991.

10. Ильченко, М. Методическое пособие по городецкой росписи. – М.: ИД «Грааль», 2002.

11. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.

12. Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.

13. Горяева, Н. А. [и др.]. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас: учебник для 3 кл. начальной школы / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008.

14. Горяева, Н. А., Неменская, Л. А., Питерских, А. С. [и др.]. Изобразительное искусство. Твоя мастерская: рабочая тетрадь. 3 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008.

15. Неменский, Б. М., Неменская, Л. А., Коротеева, Е. И. [и др.]. Изобразительное искусство. 1–4 классы: методическое пособие / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008.

16. Неменский, Б. М., Горяева, Н. А., Неменская, Л. А. [и др.]. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. С краткими методическими рекомендациями. 1–9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008.

17. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995.

18. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: Агар, 1998.

19. Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе. – Ижевск, 1992.

20. Шоган, В. В. Технологии личностно ориентированного урока. – Воронеж: Учитель, 2003.

21. Школа изобразительного искусства / под ред. А. Н. Пономарева. – М.: Агар, 1998.

Техника безопасности.

№ 1 – организация рабочего места на уроке.

№ 2 – работа с клеем.

№ 3 – работа с ножницами.

№ 4 – работа с иглой.

№ 5 – работа с пластилином.

№ 6 – работа с циркулем.

№7-работа с компьютером

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: огонек
Просмотров: 15945 | Загрузок: 3263 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 PahKeedoReida  
0
ОДНОКЛАССНИКИ ЗНАКОМСТВА

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz