Муниципальное общеобразовательное
учреждение
Рамонская
средняя общеобразовательная школа №2
Программа межпредметного элективного курса
"Архитектура и монументальные виды искусства"
Составил: учитель РСОШ №2 Горланова Е.Н
п.
ВНИИСС
Пояснительная записка
Профориентация учащихся в
качестве одного из направлений воспитательной и образовательной деятельности
предполагает развитие художественного восприятия учащихся в связи с прикладными
проблемами использования приобретаемых знаний и умений в архитектуре и
ознакомление учащихся с обратной связью «архитектура – искусство».
Архитектура является не только
отраслью бизнеса, но и видом искусства, средством выражения национальных
традиций и самосознания нации. Учащиеся, склонность которых к эстетическому
восприятию окружающей среды и искусства способна сформировать условия для
соответствующей профессиональной подготовки в процессе элективного курса должны
получить значительный стимул к проявлению и развитию этих способностей.
Цель курса: познакомить
учащихся с теорией и практикой использования средств художественной
выразительности архитектуры как вида искусства. Элективный курс «Архитектура и
монументальные виды искусства»
ориентирован на
преподавание в 9х классах средней школы.
Важнейшие задачи курса:
В результате изучения
элективного курса у учащихся должно быть сформировано сознательное отношение к
таким проблемам сегодняшнего дня, как охрана памятников культуры, развитие
творческого подхода к оценке культуры прошлого, создание, совершенствование и
оформление архитектурной и природной среды.
Знания, которые получены
ранее учащимися в курсах различных предметов (геометрия, черчение, история,
искусство), в процессе изучения элективного курса должны быть расширены,
взаимоувязаны и обеспечивать содействие профессиональной ориентации и
практическим работам.
Учебно-тематический план курса
№ п/п
|
Тема
|
Часы
|
Вид занятий
(деятельности)
|
1
|
Возникновение
архитектуры монументального искусства
|
2
|
лекция
|
2
|
Архитектурные объемы
|
1
|
лекция
|
1
|
практич. занятие
|
3
|
Понятие стиля, единство
стиля
|
1
|
семинар
|
1
|
практич. занятие
|
4
|
Архитектура и природа:
связь архитектуры с ландшафтом
|
2
|
коллективная работа
|
5
|
Монументальная скульптура
|
1
|
лекция
|
6
|
Интерьер как синтез
искусств в архитектуре
|
2
|
практич. занятие
|
7
|
Монументальная живопись
|
1
|
лекция
|
1
|
практич. занятие
|
8
|
Мозаика и витраж
|
2
|
практич. занятие
|
9
|
Выставка работ и обсуждение
работ
|
1
|
круглый стол
|
|
ИТОГО
|
16
|
|
Содержание курса
Тема 1. Лекция «Возникновение
архитектуры монументального искусства»:
истоки архитектуры монументальных видов искусства, древнейшие памятники
человечества, возникновение и эволюция первейших архитектурных элементов,
появление и развитие памятников-символов.
Тема 2. Лекция (1 час) и
практическое занятие (1 час) «Архитектурные объемы»: фронтальные композиции в
архитектуре, объемные композиции, глубина пространственной композиции в
архитектуре. Конструирование из бумаги различных геометрических фигур и
размещение их в пространстве по принципу трех видов композиции.
Тема 3. Семинар (1 час) и
практическое занятие (1 час) «Понятие стиля, единство стиля»: античность,
готика, барокко, конструктивизм. Изображение фасадов зданий различных стилей и
фигур людей в одежде различных стилей.
Тема 4. Коллективная
работа «Архитектура и природа: связь архитектуры с ландшафтом»: изображение
плана-схемы архитектурного комплекса, связь элементов архитектуры и ландшафта,
объединение ландшафта и архитектуры в единый эстетический комплекс.
Тема 5. Лекция «Монументальная
скульптура»: великие скульпторы прошлого.
Тема 6. Практическое
занятие «Интерьер как синтез искусств в архитектуре»: выполнение эскиза
интерьера здания с учетом элементарных законов перспективы.
Тема 7. Лекция (1 час) и
практическое занятие (1 час) «Монументальная живопись»: история монументальной
живописи, основные виды современной монументальной живописи и их содержание.
Создание эскиза к празднованию 60-летия Победы ВОВ.
Тема 8. Практическое
занятие «Мозаика и витраж»: выполнение эскиза фрагмента росписи в цвете при
помощи имитирующих материалов (цветная бумага, пленка).
Тема 9. Круглый стол «Выставка
работ и обсуждение работ»: обсуждение проектов, защита проектов, отбор лучших
образцов. Дискуссия по материалам курса.
|