Вторник, 25.06.2019, 10:57Приветствую Вас Гость | RSS
ИЗО. МХК. Творчество, идеи и методика.
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [42]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов


Главная » Файлы » Мои файлы

презентация "Благотворительный детский творческий проект"
[ Скачать с сервера (6.68 Mb) ] 11.09.2010, 19:34

Мастер-класс:  "Влияние духовного православия на декоративно-прикладное творчество школьников во внеурочной проектной деятельности"

Мастер-класс будет представлен  через презентацию благотворительного детского творческого проекта «Пасхальные сувениры» Слайд№1

Горланова  Елена Николаевна- учитель изобразительного  искусства и МХК  в МОУ  Рамонская СОШ №2  Воронежской области, руководитель творческого объединения «Радуга»; автор программы творческого объединения «Радуга»; учитель  1 категории, лучший учитель Воронежской области в соответствии с квотой Губернатора Воронежской области в 2010 году


В связи с этим возникла необходимость создания обществ и объединений, деятельности по разным направлениям, которые бы способствовали становлению духовно-нравственного уклада жизни современной российской семьи, и развивала инновационные формы организации работ по развитию творческих способностей детей под влиянием православных традиций.

Таким образом,  творческая  деятельность, организованная в процессе духовно-нравственного воспитания православной культурой позволяет реализовать деятельностный подход, тем самым оптимизируя воспитательный процесс.

 В нашей школе более 10 лет работает творческое  объединение «Радуга» во главе с Горлановой Еленой Николаевной и более молодое, но не менее  творческое: «Окружной центр по духовно-нравственному воспитанию»  Уже 4 год им руководит Шилова Татьяна Николаевна. Слайд№2

Задачи и цель наших обществ  совпадают по многим направлениям: слайд№3

ЗАДАЧИ:

-  Формирование высоконравственной гармонично-развивающейся личности школьника.

          - Воспитание у детей духовно-нравственных качеств на основе православных традиций, на идеалах Святой Руси.

         - Развитие творческих способностей у детей через изготовление атрибутов - православных сувениров.

          - Привитие воспитанникам любви к близким, сохранение семейных традиций.

          - Ограждение детей от асоциальных влияний, формирование навыков выживания и духовного противостояния злу.

-ЦЕЛЬ: – Расширить знания детей о духовных традициях родного народа и Отечества, его культуре,  нравственных и эстетических ценностях. Воспитание любви к Родине, уважительного отношения и милосердия к окружающим.

Результатом  нашей совместной деятельности стал детский творческий проект: «Пасхальные сувениры»

Перед нами была поставлена проблема:  Для чего нам нужно сделать эти сувениры? Готовы ли мы к выполнению данного проекта? Существовали или использовались ли подобные изделия раньше? Нужно ли это современному человеку?  экологическая и экономическая целесообразность проекта. Проект мы задумывали ,как средство поддержания материального положения  творческих объединений(деньги были нужны на краски, отделочные материалы, бумагу). Но когда проект был близок к завершению, в наши планы вмешалась сама жизнь слайд№4-5… ,Деньги оказались нужны  на дорогостоящую операцию для Андреевой Кати, ученицы, а теперь выпускницы нашей школы. У нас училась Катя Андреева, девочка с очень сложным заболеванием позвоночник, о которой не раз писали воронежские газеты, интернет. Кате могут сделать операцию только в Финляндии, но за нее надо заплатить немалые деньги. Наши творческие объединения, продав  на благотворительной ярмарке пасхальные сувениры,  заработали  700 рублей. И пусть сумма, оказалась не так велика, но ведь именно из таких скромных пожертвований  и  собираются необходимые средства. (Сумма собрана местными жителями (Воронежским фондом поддержки населения)-115 497 рублей) 16 июня от Александра из Москвы через фонд Милосердие на счет Катиной мамы перечислены 1 200 000 рублей. Всего собрано около 46 000 евро. Этих средств хватит на операцию и проезд до Хельсинки. Благотворительные фонды , родители Кати  и Андреева Катя  от всего сердца благодарят каждого, кто помог Кате в осуществлении ее мечты, сделал настоящий подарок ей к выпускному в школе, которую Катюша заканчивает с медалью! Пусть и дальше все складывается хорошо. В клинику на операцию Катя поедет в августе.( 7 сентября 2010 пришла замечательная новость.Кате успешно сделали операцию,она вернулась домой и у нее появился шанс на нормальную жизнь)
 Тема для творческого проекта «Пасхальные сувениры»  выбиралась заранее, так как технологический процесс изготовления довольно сложен и надо было успеть к празднику. В основе  работы мы использовали проектную технологию.

Итак, как мы работали над нашим проектом? Мы решили после совместного обсуждения проблемы, что выберем две разновидности пасхальных сувениров:

1.      Создание барельефа «Пасхальный перезвон» в керамике»

2.      Расписные пасхальные яйца

Этапы работы над барельефом  «Пасхальный перезвон» .  Слайд№7

-Прослушивание на уроках музыки различных видов колокольного звона (октябрь 2009) слайд№ 8

-Поездка в храм Михаила Архангела в село Ново - Животинное на праздничное богослужение с колокольным звоном, ( октябрь 2009) слайд№9

-изыскание материалов в различных источниках(из книг школьной библиотеки, ресурсов интернета, бесед с настоятелями храмов  Рамонского района) слайд№10

-разработка , открытие и ведение (7 занятий) на образовательном портале  Завуч.инфо –( профессиональное сообщество учителей и педагогов России ) мастер-класса :Создание барельефа «Пасхальный перезвон» в керамике. Мастер-класс открыла наш руководитель  творческого объединения Горланова Елена Николаевна  http://zavuch.info/component/mtree/gumanitarnie/IZO/--l--l-r--r.html слайд№11

-подготовка материалов и эскизов для нашего барельефа(глина, муфельная печь, акриловые и витражные краски) слайд№ 12

- Теперь мы знаем, что колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма.Слайд13

 Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих к богослужению, выражать торжество Церкви и ее богослужений, возвещать не присутствующим в храме о времени особо важных частей богослужения.

Кроме того, на Руси звоном созывался народ на вече.(народное собрание)

Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам.  Звоном оповещалось о какой- либо  опасности или несчастье, например о пожаре.

 В России колокола появились одновременно с принятием христианства. Сначала они были небольшие, но когда в стране появились собственные заводы по отливке колоколов, размеры увеличились.

А вы знаете, что до сих пор самым большим колоколом в мире является Царь –колокол, находящийся на территории Московского кремля. Он не имеет себе равного во всем свете не только по размеру и весу, но и по художественному литью.

Звонил ли когда-нибудь царь-колокол?

 

 

Этот вопрос интересует всех, кто бывает в Кремле и подходит полюбоваться этим великаном. Трудно себе представить, что такая махина, а Царь-колокол весит ни много ни мало 202 тонны (12 тысяч пудов по старым мерам), когда-то висел в воздухе. Для сравнения: самые большие китайские колокола весят не более 50 тонн (3 тысячи пудов), а самые большие европейские - не более 16 тонн (около тысячи пудов).

 

Когда в 1730 году решили отлить новый огромных размеров колокол ( начиная с 1599 года было отлито 3 колокола-великана, которые один за другим стали жертвами пожаров, падали и разбивались), за дело взялся русский «артиллерийского ведомства колокольный мастер» Иван Моторин с сыном Михаилом.

Почти год длились подготовительные работы, а потом началось литье, но так и не закончилось, потому что в одной из четырех печей произошла авария. Работу пришлось приостановить.

А тут новое несчастье: заболел и вскоре умер мастер, Иван Моторин.

Тогда работу продолжил его сын Михаил с помощниками. Отливали колокол у подножия кремлевского холма. Когда же закончили отливку, долго ломали голову, как вытащить колокол из литейной ямы. Пока строили леса и сооружали приспособления для подъема колокола, прошло два года. Наконец колокол подняли на уровень кремлевского холма. Все были очень довольны, самое трудное осталось позади. Теперь оставалось только соорудить настил и по нему волоком оттащить колокол к колокольне.

А тут опять пожар. Как ни оберегали «колокольные» леса, огонь подобрался и сюда. Они обгорели, не выдержали тяжести бронзового великана, и все труды пошли прахом - колокол рухнул обратно в литейную яму.

Сто с лишним лет пролежал колокол в яме. За это время не раз пытались вытащить его оттуда, и никак не удавалось. Только откололи кусок бронзы весом в 11 тонн, на этом дело и кончилось.

В 1836 году эту работу поручили делать строителю Исаакиевского собора в Петербурге Огюсту Монферрану. Ему все-таки удалось вытащить Царь-колокол из ямы и водрузить на гранитный пьедестал. Так с тех пор он и стоит в Кремле, молчаливый и величественный. Но специалисты подсчитали, что если бы Царь-колокол когда-нибудь зазвонил, его бы услышали за 50-60 километров от Кремля

-Откуда берется колокольный звон?

 

Голос колокола — это не один звук, а сочетание нескольких. Чтобы сочетание было красивым, все звуки должны гармонировать. Гармония звуков зависит от формы чаши колокола и толщины стенок.

 

Какими только не делали колокола старые мастера! И совсем круглыми, и гранеными, и удлиненными, и коротышками. Семьсот лет искали они, пробовали наугад, пока не нашли форму, которую повторяют и сегодня.

 

Но голос колокола зависит не только от формы тела, но и от его веса. Русские мастера всегда на колоколе писали, сколько он весит. Знали: чем он тяжелее, тем ниже его голос. Но и тут не все было так просто. Два колокола вроде бы одного основного тона могут иметь совершенно разное звучание. Один получит обидное прозвище «козел», потому что будет противно блеять, а другой станет гордостью города, прославит его. Почему? А потому что у них разный размер, разная толщина стенок, разная бронза. Вот поэтому литье колоколов всегда считалось великим искусством.

До революции  много  иностранных туристов приезжало в Москву на праздник Пасхи слушать пасхальный звон. Одновременно звонило более 5 тысяч колоколов. В годы советской Власти церковные колокола пострадали от безбожников. Их сбрасывали вниз с высоких колоколен, переплавляли на нужды промышленности.

Но прошли десятилетия, и снова ожил, возродился церковный колокольный звон России. Мы можем гордиться тем, что у нас в Воронеже есть свой колокольный завод, который отливает лучшие колокола в мире. Завод носит символическое название «Вера» слайд№ 13

 


-Последним этапом нашей работы стало изготовление декоративного барельефа в керамике; . Слайд№15

 

-На Рамонской фабрике керамики нам выделили глину;

- из нее мы вылепили барельеф, затем высушили, обожгли в муфельной печи, расписали акриловыми и витражными красками по эскизам  с пасхальными мотивами. Слайд№16

Этапы работы над сувениром «Расписные пасхальные яйца» велась аналогично. Слайд№17

 

-Беседы с родителями, о том, что они знают о традиции росписи яиц на Пасху;

-информация с уроков искусства и занятий  творческих объединений «Радуга» и  школьного центра духовно- нравственного воспитания;

-проведение выставки пасхальных рисунков и эскизов росписи пасхальных яиц в начальной школе;

-изготовление на уроках технологии деревянных заготовок яиц(точили заготовки ребята 5-6 классов)и керамических яиц (готовили на занятиях творческого объединения «Радуга»);

-изыскание материалов в различных источниках(из книг школьной библиотеки, ресурсов интернета, бесед с настоятелями храмов  Рамонского района).

Что мы узнали?   Откуда пошел обычай красить яйца? Слайд № 18

 

           Яйцо – символ Святой Пасхи. Для всего человечества это знак начала. В нем все надежды на будущее.

По обычаю верующие дарят друг другу крашеные яйца. По одному из преданий, обычай красить яйца к Пасхе связан со святой Марией Магдалиной. Мария пришла во дворец императора Тиберия. В дар императору бедная странница поднесла обычное куриное яйцо, символизирующее новую жизнь, весну и надежду на воскресение. Она рассказала ему о Воскресении Христовом. Тиберий очень удивился: «В это так же трудно поверить, как если бы это белое яйцо стало вдруг красным!» И тут же свершилось чудо: яйцо окрасилось в красный цвет, свидетельствуя об истинности сказанных слов. С тех пор христиане дарят друг другу на Пасху красные яйца с пасхальным приветствием «Христос Воскрес!»

Пасхальный обычай христосоваться и одаривать друг друга крашеными яйцами идет со времен апостольских. По возвращению из церкви с пасхальной службы первым съедалось яйцо.

Его делили на несколько частей по количеству членов семьи. Совместная еда одного яйца, по поверьям, укрепляет семью, сохраняет в ней дружеские отношения и любовь друг к другу.

В православном обиходе яйца на пасху не только красят, но и причудливо расписывают. Такие яйца линиями своих узоров как бы напоминают о бичевании Христа. Поэтому красить и расписывать яйца положено в особый день на Страстной седмице (неделе) - в Великий четверг или Великую пятницу.

. Слайд№19

Первоначально яйца были красного цвета. Краску получали из луковой шелухи (отваривали). Позже стали использовать и другие цвета – желтый, зеленый, чёрный. Желтая краска готовилась из шафрана, вареного тмина, зерна, слабого отвара луковой шелухи и крутого липового чая; зеленая – из клевера, розмарина и петрушки; чёрная – из кофе или из настоя ржавого железа, опущенного в сок квашеной капусты, с добавлением нескольких капель уксуса. В зависимости от способа окраски яйца называли: расписные – "писанками", крашенные – "крашенками", деревянные – "яйчатами". Позднее появились яйца из фарфора, серебра, с украшениями из эмали, бисера, драгоценных камней. Способов окраски яиц множество, в них традиции переплетаются с фантазией, выдумкой исполнителей.

. Слайд№20

Декор пасхальных яиц, особенно фарфоровых и стеклянных, наиболее массовых на протяжении всего XIX века, соответствовал тем или иным художественным направлениям в изобразительном искусстве. Начиная со второй половины XIX века оформление пасхальных яиц приняло более специфический характер с использованием традиционных религиозных пасхальных сюжетов ("Сошествие во ад", "Воскресение" и др.), религиозной символики и атрибутики. Орнамент "писанок" делится на геометрический, растительный и зооморфный. У западноукраинских "писанок" много символических обозначений, характерных для древних славян языческого периода - треугольники, звезды, кресты, точки, спирали, кружки, стилизованные растения, петушки, коньки и т. д.
Появление новых для России материалов, связанных с петровскими преобразованиями, а именно фарфора, стекла, папье-маше, способствовало развитию искусства изготовления русских пасхальных яиц. Первое дошедшее до нашего времени фарфоровое пасхальное яйцо создано к Пасхе 1749 года изобретателем русского фарфора Дмитрием Виноградовым. С открытием в 1748 году фарфора производство декоративных яиц в России было поставлено на промышленную основу. В 1749 году Виноградов записал в дневнике: "Яйца точили и формовали". Отныне и вплоть до революции Императорский фарфоровый завод выпускал пасхальные яйца. Самым ранним из них было яйцо с изображением амуров, вероятно, по рисунку Франсуа Буше, которое относится к середине XVIII века и находится в Государственном Русском музее. К каждой Пасхе завод делал пасхальные яйца для членов императорской фамилии "на раздачу" при христосовании. Фарфоровые яйца чаще всего были подвесными и имели сквозное отверстие, куда продевалась лента с бантом внизу и петлей вверху. Такие яйца обычно подвешивались в красный угол, под иконы. В XVIII-XIX веках фарфоровые пасхальные яйца - такая же прихоть моды, как и весь старый фарфор. С 1820-х годов частные фарфоровые фабрики России также стали выпускать пасхальные яйца.

. Слайд№21

 У Петра Первого был любимый пасхальный сувенир- яйцо с живописным изображением св. Георгия Победоносца с одной стороны и русского орла с другой.  

В 1895 году по заказу императора Александра III мастера ювелирной фирмы Карла Фаберже изготовили золотое пасхальное яйцо с рубинами и бриллиантами. С тех пор пасхальный императорский заказ стал традиционным .Каждый год на Страстной неделе коллекция царской семьи пополнялась новым яйцом, а после смерти императора Александра III  мастера фирмы стали ежегодно изготовлять два пасхальных подарка – для императрицы Марии Федоровны и для жены Николая 11 Александры Федоровны.

Большинство пасхальных яиц Фаберже заключало в себе сюрприз. Например, в яйце, выполненном в 1891 году, прячется модель крейсера. В 1900 году было изготовлено яйцо, посвященное строительству Транссибирской  железной дороги. Внутри его находятся складывающаяся  модель поезда из золота и платины и маленький ключик, приводящий в движение механизм. У паровоза бриллиантовые фары. А окна у вагончиков из горного хрусталя.

В1896 году карл Фаберже представил музыкальное яйцо «Московский Кремль» из разноцветного золота и эмали, изображающим Успенский собор.

Всего фирмой Фаберже было создано 56 пасхальных яиц для императорской фамилии. Большинство из них бесследно исчезло в годы революции и Гражданской войны. Сохранившиеся яйца можно увидеть в экспозиции Оружейной палаты Московского Кремля.

-В результате проделанной работы были расписаны деревянные и керамические заготовки яиц  в старинных народных и современных традициях декоративно-прикладного искусства и православной культуры.  Слайд№22,23

 

Итогом нашей работы стала подготовка к школьной пасхальной выставке и благотворительной выставке - продаже пасхальных сувениров слайд№24 ,25,26  публикации в средствах массовой информации(статьи  в школьной и  районной прессе, а также в областном «Вестнике просвещения»)Руководитель нашего окружного центра духовно-нравственного воспитания Шилова Татьяна Николаевна заслужила благодарственное письмо от МИТРОПОЛИТА ВОРОНЕЖСКОГО И БОРИСОГЛЕБСКОГО СЕРГИЯ  за ревностные труды на ниве духовно-нравственного просвещения учащихся

 

Для проекта использовались ресурсы интернета и литература: . Слайд№27,28

1.Бабина Н.Ф. «Выполнение проектов. С чего начать.- Воронеж: ВГПУ, 2000 г -68 с. Губанова Е.Н.

2.Материалы к беседам об истории веществ.- Воронеж: ВОИПКРО, 1994-30 с.
3.Шмойлов А.И. Народное декоративное искусство в проектах младших школьников.- Воронеж: ВОИПКРО, 2002г.-45 с.

4.Кубеев М.Н. Сто великих сокровищ и реликвий.- Москва «Вече» 2009г.

5.Полная энциклопедия «Православие»- Санкт-Петербург: Издательская группа «Весь»,2007г.

6.Русский национальный календарь- Москва2005. 2006 г.

7.Хрестоматия по курсу :   «Основы православной культуры»,- Воронеж-2007 г.

8. Гагаев А.А., Гагаев П.А. Русские философско-педагогические учения XVIII-XX вв. – М.: «ТИД «Русское слово –РС», 2002 -464с. С.64

Категория: Мои файлы | Добавил: огонек
Просмотров: 3289 | Загрузок: 297 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz