Мастер-класс: "Влияние духовного православия на
декоративно-прикладное творчество школьников во внеурочной проектной
деятельности"
Мастер-класс
будет представлен через презентацию
благотворительного детского творческого проекта «Пасхальные сувениры» Слайд№1
Горланова Елена Николаевна- учитель
изобразительного искусства и МХК в МОУ
Рамонская СОШ №2 Воронежской
области, руководитель творческого объединения «Радуга»; автор программы
творческого объединения «Радуга»; учитель
1 категории, лучший учитель Воронежской области в соответствии с квотой
Губернатора Воронежской области в 2010 году
В связи с этим возникла
необходимость создания обществ и объединений, деятельности по разным
направлениям, которые бы способствовали становлению духовно-нравственного
уклада жизни современной российской семьи, и развивала инновационные формы
организации работ по развитию творческих способностей детей под влиянием
православных традиций.
Таким
образом, творческая деятельность, организованная в процессе
духовно-нравственного воспитания православной культурой позволяет реализовать
деятельностный подход, тем самым оптимизируя воспитательный процесс.
В
нашей школе более 10 лет работает
творческое объединение «Радуга» во главе
с Горлановой Еленой Николаевной и более молодое, но не менее творческое:
«Окружной центр по духовно-нравственному воспитанию» Уже 4 год им руководит Шилова Татьяна Николаевна. Слайд№2
Задачи
и цель наших обществ совпадают по многим
направлениям: слайд№3
ЗАДАЧИ:
-
Формирование высоконравственной гармонично-развивающейся личности
школьника.
- Воспитание у детей
духовно-нравственных качеств на основе православных традиций, на идеалах Святой
Руси.
- Развитие творческих способностей у
детей через изготовление атрибутов - православных сувениров.
- Привитие воспитанникам любви к
близким, сохранение семейных традиций.
- Ограждение детей от асоциальных
влияний, формирование навыков выживания и духовного противостояния злу.
-ЦЕЛЬ: – Расширить знания детей о
духовных традициях родного народа и Отечества, его культуре, нравственных и эстетических ценностях.
Воспитание любви к Родине, уважительного отношения и милосердия к окружающим.
Результатом
нашей совместной деятельности стал детский
творческий проект: «Пасхальные сувениры»
Перед
нами была поставлена проблема: Для чего
нам нужно сделать эти сувениры? Готовы ли мы к выполнению данного проекта?
Существовали или использовались ли подобные изделия раньше? Нужно ли это
современному человеку? экологическая и
экономическая целесообразность проекта. Проект мы задумывали ,как средство
поддержания материального положения
творческих объединений(деньги были нужны на краски, отделочные
материалы, бумагу). Но когда проект был близок к завершению, в наши планы
вмешалась сама жизнь слайд№4-5… ,Деньги
оказались нужны на дорогостоящую
операцию для Андреевой Кати, ученицы, а теперь выпускницы нашей школы. У нас
училась Катя Андреева, девочка с очень сложным заболеванием позвоночник, о которой
не раз писали воронежские газеты, интернет. Кате могут сделать операцию только
в Финляндии, но за нее надо заплатить немалые деньги. Наши творческие
объединения, продав на благотворительной
ярмарке пасхальные сувениры, заработали 700 рублей. И пусть сумма, оказалась не так
велика, но ведь именно из таких скромных пожертвований и собираются необходимые средства. (Сумма
собрана местными жителями (Воронежским фондом поддержки населения)-115 497 рублей) 16 июня от Александра из Москвы
через фонд Милосердие на счет Катиной мамы перечислены 1 200 000 рублей. Всего
собрано около 46 000 евро. Этих средств хватит на операцию и проезд до
Хельсинки. Благотворительные фонды , родители Кати и Андреева Катя от всего сердца благодарят каждого, кто помог
Кате в осуществлении ее мечты, сделал настоящий подарок ей к выпускному в
школе, которую Катюша заканчивает с медалью! Пусть и дальше все складывается
хорошо. В клинику на операцию Катя поедет в августе.( 7 сентября 2010 пришла замечательная новость.Кате успешно сделали операцию,она вернулась домой и у нее появился шанс на нормальную жизнь)
Тема для творческого проекта «Пасхальные сувениры» выбиралась заранее, так как технологический
процесс изготовления довольно сложен и надо было успеть к празднику. В
основе работы мы использовали проектную
технологию.
Итак,
как мы работали над нашим проектом? Мы решили после совместного обсуждения
проблемы, что выберем две разновидности пасхальных сувениров:
1.
Создание
барельефа «Пасхальный перезвон» в керамике»
2. Расписные
пасхальные яйца
Этапы
работы над барельефом «Пасхальный перезвон» . Слайд№7
-Прослушивание
на уроках музыки различных видов колокольного звона (октябрь 2009) слайд№ 8
-Поездка
в храм Михаила Архангела в село Ново - Животинное на праздничное богослужение с
колокольным звоном, ( октябрь 2009)
слайд№9
-изыскание
материалов в различных источниках(из книг школьной библиотеки, ресурсов
интернета, бесед с настоятелями храмов
Рамонского района) слайд№10
-разработка
, открытие и ведение (7 занятий) на образовательном портале Завуч.инфо –( профессиональное сообщество
учителей и педагогов России ) мастер-класса :Создание барельефа «Пасхальный
перезвон» в керамике. Мастер-класс открыла наш руководитель творческого объединения Горланова Елена Николаевна http://zavuch.info/component/mtree/gumanitarnie/IZO/--l--l-r--r.html слайд№11
-подготовка
материалов и эскизов для нашего барельефа(глина, муфельная печь, акриловые и
витражные краски) слайд№ 12
-
Теперь мы знаем, что колокола являются одной из необходимых принадлежностей
православного храма.Слайд13
Колокольный звон употребляется для того, чтобы
созывать верующих к богослужению, выражать торжество Церкви и ее богослужений,
возвещать не присутствующим в храме о времени особо важных частей богослужения.
Кроме того, на Руси звоном
созывался народ на вече.(народное собрание)
Звоном указывали дорогу
заблудившимся в ненастье путникам. Звоном
оповещалось о какой- либо опасности или
несчастье, например о пожаре.
В России колокола появились одновременно с
принятием христианства. Сначала они были небольшие, но когда в стране появились
собственные заводы по отливке колоколов, размеры увеличились.
А вы знаете, что до сих пор самым
большим колоколом в мире является Царь –колокол, находящийся на территории
Московского кремля. Он не имеет себе равного во всем свете не только по размеру
и весу, но и по художественному литью.
Звонил ли
когда-нибудь царь-колокол?
Этот вопрос интересует всех, кто
бывает в Кремле и подходит полюбоваться этим великаном. Трудно себе
представить, что такая махина, а Царь-колокол весит ни много ни мало 202 тонны
(12 тысяч пудов по старым мерам), когда-то висел в воздухе. Для сравнения:
самые большие китайские колокола весят не более 50 тонн (3 тысячи пудов), а
самые большие европейские - не более 16 тонн (около тысячи пудов).
Когда в 1730 году решили отлить
новый огромных размеров колокол ( начиная с 1599 года было отлито 3 колокола-великана,
которые один за другим стали жертвами пожаров, падали и разбивались), за дело
взялся русский «артиллерийского ведомства колокольный мастер» Иван Моторин с
сыном Михаилом.
Почти год длились
подготовительные работы, а потом началось литье, но так и не закончилось,
потому что в одной из четырех печей произошла авария. Работу пришлось
приостановить.
А тут новое несчастье: заболел и
вскоре умер мастер, Иван Моторин.
Тогда работу продолжил его сын
Михаил с помощниками. Отливали колокол у подножия кремлевского холма. Когда же
закончили отливку, долго ломали голову, как вытащить колокол из литейной ямы.
Пока строили леса и сооружали приспособления для подъема колокола, прошло два
года. Наконец колокол подняли на уровень кремлевского холма. Все были очень
довольны, самое трудное осталось позади. Теперь оставалось только соорудить
настил и по нему волоком оттащить колокол к колокольне.
А тут опять пожар. Как ни
оберегали «колокольные» леса, огонь подобрался и сюда. Они обгорели, не
выдержали тяжести бронзового великана, и все труды пошли прахом - колокол
рухнул обратно в литейную яму.
Сто с лишним лет пролежал колокол
в яме. За это время не раз пытались вытащить его оттуда, и никак не удавалось.
Только откололи кусок бронзы весом в 11 тонн, на этом дело и кончилось.
В 1836 году эту работу поручили
делать строителю Исаакиевского собора в Петербурге Огюсту Монферрану. Ему
все-таки удалось вытащить Царь-колокол из ямы и водрузить на гранитный
пьедестал. Так с тех пор он и стоит в Кремле, молчаливый и величественный. Но
специалисты подсчитали, что если бы Царь-колокол когда-нибудь зазвонил, его бы
услышали за 50-60 километров от Кремля
-Откуда берется
колокольный звон?
Голос колокола — это не один
звук, а сочетание нескольких. Чтобы сочетание было красивым, все звуки должны
гармонировать. Гармония звуков зависит от формы чаши колокола и толщины стенок.
Какими только не делали колокола
старые мастера! И совсем круглыми, и гранеными, и удлиненными, и коротышками.
Семьсот лет искали они, пробовали наугад, пока не нашли форму, которую
повторяют и сегодня.
Но голос колокола зависит не
только от формы тела, но и от его веса. Русские мастера всегда на колоколе
писали, сколько он весит. Знали: чем он тяжелее, тем ниже его голос. Но и тут
не все было так просто. Два колокола вроде бы одного основного тона могут иметь
совершенно разное звучание. Один получит обидное прозвище «козел», потому что
будет противно блеять, а другой станет гордостью города, прославит его. Почему?
А потому что у них разный размер, разная толщина стенок, разная бронза. Вот
поэтому литье колоколов всегда считалось великим искусством.
До революции много
иностранных туристов приезжало в Москву на праздник Пасхи слушать
пасхальный звон. Одновременно звонило более 5 тысяч колоколов. В годы советской
Власти церковные колокола пострадали от безбожников. Их сбрасывали вниз с
высоких колоколен, переплавляли на нужды промышленности.
Но
прошли десятилетия, и снова ожил, возродился церковный колокольный звон России.
Мы можем гордиться тем, что у нас в Воронеже есть свой колокольный завод,
который отливает лучшие колокола в мире. Завод
носит символическое название «Вера» слайд№ 13
-Последним этапом нашей работы стало изготовление декоративного барельефа в
керамике; . Слайд№15
-На Рамонской фабрике керамики
нам выделили глину;
- из нее мы вылепили барельеф, затем высушили,
обожгли в муфельной печи, расписали акриловыми и витражными красками по эскизам
с пасхальными мотивами. Слайд№16
Этапы работы над
сувениром «Расписные пасхальные яйца» велась
аналогично. Слайд№17
-Беседы
с родителями, о том, что они знают о традиции росписи яиц на Пасху;
-информация
с уроков искусства и занятий творческих
объединений «Радуга» и школьного центра духовно-
нравственного воспитания;
-проведение
выставки пасхальных рисунков и эскизов росписи пасхальных яиц в начальной
школе;
-изготовление
на уроках технологии деревянных заготовок яиц(точили заготовки ребята 5-6
классов)и керамических яиц (готовили на занятиях творческого объединения «Радуга»);
-изыскание
материалов в различных источниках(из книг школьной библиотеки, ресурсов
интернета, бесед с настоятелями храмов
Рамонского района).
Что мы узнали? Откуда пошел обычай красить яйца? Слайд № 18
Яйцо – символ Святой Пасхи. Для
всего человечества это знак начала. В нем все надежды на будущее.
По
обычаю верующие дарят друг другу крашеные яйца. По одному из преданий, обычай
красить яйца к Пасхе связан со святой Марией Магдалиной. Мария пришла во дворец
императора Тиберия. В дар императору бедная странница поднесла обычное куриное
яйцо, символизирующее новую жизнь, весну и надежду на воскресение. Она
рассказала ему о Воскресении Христовом. Тиберий очень удивился: «В это так же
трудно поверить, как если бы это белое яйцо стало вдруг красным!» И тут же
свершилось чудо: яйцо окрасилось в красный цвет, свидетельствуя об истинности
сказанных слов. С тех пор христиане дарят друг другу на Пасху красные яйца с
пасхальным приветствием «Христос Воскрес!»
Пасхальный
обычай христосоваться и одаривать друг друга крашеными яйцами идет со времен
апостольских. По возвращению из церкви с пасхальной службы первым съедалось
яйцо.
Его
делили на несколько частей по количеству членов семьи. Совместная еда одного
яйца, по поверьям, укрепляет семью, сохраняет в ней дружеские отношения и
любовь друг к другу.
В
православном обиходе яйца на пасху не только красят, но и причудливо
расписывают. Такие яйца линиями своих узоров как бы напоминают о бичевании
Христа. Поэтому красить и расписывать яйца положено в особый день на Страстной
седмице (неделе) - в Великий четверг или Великую пятницу.
. Слайд№19
Первоначально
яйца были красного цвета. Краску получали из луковой шелухи (отваривали). Позже
стали использовать и другие цвета – желтый, зеленый, чёрный. Желтая краска
готовилась из шафрана, вареного тмина, зерна, слабого отвара луковой шелухи и
крутого липового чая; зеленая – из клевера, розмарина и петрушки; чёрная – из
кофе или из настоя ржавого железа, опущенного в сок квашеной капусты, с
добавлением нескольких капель уксуса. В зависимости от способа окраски яйца
называли: расписные – "писанками", крашенные –
"крашенками", деревянные – "яйчатами". Позднее появились
яйца из фарфора, серебра, с украшениями из эмали, бисера, драгоценных камней.
Способов окраски яиц множество, в них традиции переплетаются с фантазией,
выдумкой исполнителей.
. Слайд№20
Декор
пасхальных яиц, особенно фарфоровых и стеклянных, наиболее массовых на
протяжении всего XIX века, соответствовал тем или иным художественным
направлениям в изобразительном искусстве. Начиная со второй половины XIX века
оформление пасхальных яиц приняло более специфический характер с использованием
традиционных религиозных пасхальных сюжетов ("Сошествие во ад",
"Воскресение" и др.), религиозной символики и атрибутики. Орнамент
"писанок" делится на геометрический, растительный и зооморфный. У
западноукраинских "писанок" много символических обозначений,
характерных для древних славян языческого периода - треугольники, звезды,
кресты, точки, спирали, кружки, стилизованные растения, петушки, коньки и т. д.
Появление новых для России материалов, связанных с петровскими
преобразованиями, а именно фарфора, стекла, папье-маше, способствовало развитию
искусства изготовления русских пасхальных яиц. Первое дошедшее до нашего времени
фарфоровое пасхальное яйцо создано к Пасхе 1749 года изобретателем русского
фарфора Дмитрием Виноградовым. С открытием в 1748 году фарфора производство
декоративных яиц в России было поставлено на промышленную основу. В 1749 году
Виноградов записал в дневнике: "Яйца точили и формовали". Отныне и
вплоть до революции Императорский фарфоровый завод выпускал пасхальные яйца.
Самым ранним из них было яйцо с изображением амуров, вероятно, по рисунку
Франсуа Буше, которое относится к середине XVIII века и находится в
Государственном Русском музее. К каждой Пасхе завод делал пасхальные яйца для
членов императорской фамилии "на раздачу" при христосовании.
Фарфоровые яйца чаще всего были подвесными и имели сквозное отверстие, куда
продевалась лента с бантом внизу и петлей вверху. Такие яйца обычно
подвешивались в красный угол, под иконы. В XVIII-XIX веках фарфоровые
пасхальные яйца - такая же прихоть моды, как и весь старый фарфор. С 1820-х
годов частные фарфоровые фабрики России также стали выпускать пасхальные яйца.
. Слайд№21
У Петра Первого был любимый пасхальный
сувенир- яйцо с живописным изображением св. Георгия Победоносца с одной стороны
и русского орла с другой.
В
1895 году по заказу императора Александра III мастера ювелирной фирмы Карла
Фаберже изготовили золотое пасхальное яйцо с рубинами и бриллиантами. С тех пор
пасхальный императорский заказ стал традиционным .Каждый год на Страстной
неделе коллекция царской семьи пополнялась новым яйцом, а после смерти
императора Александра III мастера фирмы стали ежегодно изготовлять два
пасхальных подарка – для императрицы Марии Федоровны и для жены Николая 11
Александры Федоровны.
Большинство
пасхальных яиц Фаберже заключало в себе сюрприз. Например, в яйце, выполненном
в 1891 году, прячется модель крейсера. В 1900 году было изготовлено яйцо,
посвященное строительству Транссибирской
железной дороги. Внутри его находятся складывающаяся модель поезда из золота и платины и маленький
ключик, приводящий в движение механизм. У паровоза бриллиантовые фары. А окна у
вагончиков из горного хрусталя.
В1896
году карл Фаберже представил музыкальное яйцо «Московский Кремль» из
разноцветного золота и эмали, изображающим Успенский собор.
Всего
фирмой Фаберже было создано 56 пасхальных яиц для императорской фамилии.
Большинство из них бесследно исчезло в годы революции и Гражданской войны.
Сохранившиеся яйца можно увидеть в экспозиции Оружейной палаты Московского
Кремля.
-В результате
проделанной работы были расписаны деревянные и керамические заготовки яиц в старинных народных и современных традициях
декоративно-прикладного искусства и православной культуры. Слайд№22,23
Итогом нашей работы
стала подготовка к школьной пасхальной выставке и благотворительной выставке -
продаже пасхальных сувениров слайд№24
,25,26 публикации в средствах массовой
информации(статьи в школьной и районной прессе, а также в областном «Вестнике
просвещения»)Руководитель нашего окружного центра духовно-нравственного
воспитания Шилова Татьяна Николаевна
заслужила благодарственное письмо от МИТРОПОЛИТА
ВОРОНЕЖСКОГО И БОРИСОГЛЕБСКОГО СЕРГИЯ за
ревностные труды на ниве духовно-нравственного просвещения учащихся
Для проекта
использовались ресурсы интернета и литература: . Слайд№27,28
1.Бабина Н.Ф.
«Выполнение проектов. С чего начать.- Воронеж: ВГПУ, 2000 г -68 с. Губанова
Е.Н.
2.Материалы к
беседам об истории веществ.- Воронеж: ВОИПКРО, 1994-30 с.
3.Шмойлов А.И. Народное декоративное искусство в проектах младших школьников.-
Воронеж: ВОИПКРО, 2002г.-45 с.
4.Кубеев М.Н. Сто
великих сокровищ и реликвий.- Москва «Вече» 2009г.
5.Полная
энциклопедия «Православие»- Санкт-Петербург: Издательская группа «Весь»,2007г.
6.Русский
национальный календарь- Москва2005. 2006 г.
7.Хрестоматия по
курсу : «Основы православной
культуры»,- Воронеж-2007 г.
8. Гагаев А.А., Гагаев П.А.
Русские философско-педагогические учения XVIII-XX вв. – М.: «ТИД «Русское слово
–РС», 2002 -464с. С.64
|