Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Блог
Главная » 2010 » Апрель » 30 » продолжение(рабочие материалы для ведения мастер-класса)
20:42 продолжение(рабочие материалы для ведения мастер-класса) |
Рабочие материалы для ведения мастер-класса на образовательном портале "Завуч-инфо" Занятие №5-6
Для изготовления керамических изделий необходим ряд инструментов, причем многие из них можно адаптировать из домашней и кухонной утвари. Основные инструменты для гончарных работ: гончарный нож, режущая проволока, гончарная игла, проволочные или петельные приспособления, шпатели, стеки деревянные, скалка, кисти, губки, распылители для красок, гончарный круг, печь для обжига. - Гончарный круг-это дорогое приспособление для начинающих, поэтому во всех источниках по работе с глиной рекомендуют поработать в ручной технике формирования. Круги бывают разных размеров. Мы с нашими ребятами из кружка пробовали работать с детской китайской игрушкой «гончарный круг» Все получается, но небольших размеров. И еще один недостаток – очень быстро расходуются батарейки. Можно также побывать с экскурсией на керамическом заводе или есть небольшие мастерские при музеях или городках, где развит гончарный промысел. Например, г.Задонск Липецкой области. Все можно попробовать самим и если понравится- сделать круг на заказ или приобрести б/у по объявлению или в интернете. -Печь для обжига тоже дорогое удовольствие. Но в любой школе еще с советских времен остались электрические муфельные печи. Их еще не списали, т.к. надеются восстановить в школах систему трудового обучения. Скорее всего, восстановить не получится, а печь пригодится нам для работы с керамикой. -Восстановление глины: глина при пересыхании становится непригодной для лепки. Но ее можно легко восстановить. Первый способ: (если не до конца окаменела, слегка смачивая руки, протираем глину через кухонную крупную терку, постоянно перемешивая до нужной консистенции); Второй способ:(глина окаменела, ее досушиваем до конца. Разбиваем на мелкие кусочки, заливаем слоем теплой воды. Оставляем на 12 часов. Затем перемешиваем, можно старым миксером. Полученную массу слегка подсушиваем, затем протираем через терку и переслаиваем перемешивая. Глину храним в комке, обернув влажной тряпкой в пластиковом пакете) ИСКУССТВО ПРИГОТОВЛЕНИЯ ГЛИНЯНОГО СЫРЬЯ (статья из интернета)
Процесс изготовления керамики можно разделить на несколько этапов. Сначала нужно подготовить глину, затем сформовать изделие, нанести, если это необходимо, на его поверхность декоративные элементы, высушить, обжечь в печи и остудить вместе с ней. Вот и вся премудрость. Остановимся подробно на каждом из них. Свежую глину оставьте на некоторое время на воздухе под навесом, защитив от прямых лучей солнца и пыли. Если она долго не высыхает, подсушите ее возле батареи, печи или в комнате. Подсушенную глину раздробите деревянным молотком, высыпьте в небольшую емкость и налейте воды столько, чтобы она покрывала глину слоем в 10 см. Размешайте все это деревянной лопаткой и оставьте на сутки. За это время глина осядет и образует желеобразную массу. Процедите ее через сито, переложите в широкую посуду и оставьте на несколько дней подсыхать. Лишнюю воду можно удалить после того, как глина осядет. Когда влага выпарится, глину перемните. Плохо перемятая глина для работы не пригодна. Иногда приходится переминать по несколько часов, прежде чем она станет похожей на тесто, начнет легко отставать от рук и при сминании не будет трескаться. Хранить подготовленную для работы глину можно в оцинкованном ведре, покрыв влажной мешковиной. Поскольку глин в природе великое множество, единого рецепта приготовления глиняной массы нет и установить ее свойства можно только при помощи многочисленных проб. Качество сырья выяснится лишь во время обжига изделия: если оно потрескалось, глиняная масса жирная и нужно добавить песка, если очень хрупкое, следует ввести немного жирной глины. Перед формованием любую вылежавшуюся глиняную массу нужно перемять и, как говорят профессионалы, "перебить”, чтобы удалить из нее пузырьки воздуха и добиться однородной консистенции. Скатайте на деревянной доске ролик из глины, возьмите его двумя руками и, имитируя выкручивание белья, разорвите на две части. Затем сложите, скатайте и опять разорвите. Повторите эту процедуру 20—25 раз. Однородность массы можно проверить, разрезав ее проволочкой и осмотрев структуру сечения. Второй способ подготовки глины заключается в следующем. Руку с куском глины поднимите над головой и бросьте его с силой на стол, затем разрежьте на две части и бросьте снова; опять разрежьте, но уже в другой плоскости, соедините противоположными концами; и так до 20 раз. После этого глинистая масса становится совершенно однородной. Часто, чтобы придать глине те или иные качества, в нее вводят различные примеси. Например, для ускорения сушки и обжига, уменьшения пластичности и усадки изделия добавляют измельченный шамот с размером зерен от 0,5 до 2 мм. Однако нужно учесть, что, если из глины будут выполняться крупные предметы, шамот может составлять до 20 % массы, а если мелкие, с тонкой проработкой деталей, эту добавку применять нельзя. Если в готовую глинистую массу добавить окись железа, температура ее спекания опустится до 900—930 °С. При добавлении в глину пемзы температура обжига снижается до 800—950 °С. В зависимости от жирности глины ее вводят от 10 до 40%. Керамика станет легче, если к сырью добавить немного древесных опилок. Некоторые конструкции гончарных кругов. Из книги А. И. Миклашевского (Кандидата химических наук) «Технология художественной керамики» В керамике термин «точение» означает работу по изготовлению тела геометрически правильной формы вращения с помощью вращающегося круга. Гончарный круг — это инструмент, который в руках мастера-художника позволяет создавать изделия прекрасной формы. Предполагают, что гончарный круг был первой машиной, которая была изобретена человеком, и что это изобретение прогрессивно сказалось на развитии цивилизации. Каждый керамист-художник должен стремиться овладеть мастерством работы на гончарном круге, но по мере совершенствования профессионального мастерства следует остерегаться утрирования форм, число которых кажется беспредельным.
Приятная форма в первую очередь отличается хорошими пропорциями частей сосуда (рис. 1). Части сосуда: 1— плечо, 2 — губа; 3 — устье 4 — венчик, 5 — ручка, 6 — шейка, 7 — корень ручки, 8 — тулово (тело); 9 — перехват. 10 — основание (9, 10 —ножка). Она ценна также простотой конструкции и утилитарностью, а не стилизацией глины до неестественных и мало удобных конфигураций, проявляющихся из-за осложнений при разработке технологии изготовления изделия Некоторые конструкции гончарных кругов. Устройство гончарного круга. Гончарный круг (станок) состоит из вертикального вала, на вершине которого закреплена круглая плоская головка; на ней и производят точение изделий. Круги могут работать непосредственно с помощью ножного привода (маховика) или через шестеренчатые передачи, увеличивающие или уменьшающие скорость вращения. На обычном гончарном станке (рис. 2) работают сидя сбоку на скамейке станины круга, не показанной на рисунке. Русские гончары в старину устанавливали маховик с едва заметным наклоном к толкающей правой ноге. (рис. 3)Гончарный круг, принцип приведения в движение которого был использован знаменитым английским керамистом Веджвудом в XVIII веке. В настоящее время ножной гончарный круг вытесняется кругом с моторным приводом. Удобен круг, имеющий коробку передач, так как он более пригоден для массового производства изделий, а при учебных работах позволяет сосредоточиться на манипуляции рук. Он должен вращаться со скоростью от 50 до 300—350 оборотов в минуту при мощности, достаточной для изготовления больших изделий. Для высокопрофессиональных работ, например, когда нужно выточить сравнительно легкое изделие, но большой высоты и вытянутой формы (до 1 м), стали применять круг особой конструкции. При выполнении высокой и узкой вазы сперва вытачивают, как обычно, невысокий, но широкий и толстостенный цилиндр с равномерными стенками. Затем круг, имеющий разветвленную поверхность головки, переворачивают, закрепляют на высоте человеческого роста и продолжают изменять цилиндр в вазовую форму, но уже снизу. Диаметр головки кругов обычно составляет 25—30 см. Рабочая площадка во всех случаях должна вращаться против часовой стрелки, как бы убегая от правой руки работающего. Материалом для диска служат антикоррозионная латунь, бронза, алюминий и даже пластмасса, на которых должны быть правильно нарезаны четкие концентрические окружности, облегчающие центрирование. При изготовлении тонкостенных изделий, которые трудно снимать с рабочей площадки в сыром виде (возможна деформация), рекомендуется применять закрепляющийся толстый гипсовый диск («болван»), снимающийся вместе с изделием. Гипсовый диск примазывают к головке шликером или (что лучше) вкладывают в специальное металлическое кольцо, надевающееся на головку круга (рис. 4). Можно, однако, изготовлять изделия и непосредственно на антикоррозионном диске, но предварительно смазанном от руки жидкой массой. Изготовленное на головке изделие подрезается натянутой между руками тонкой струной и снимается парой подъемников. Если работа производилась на гипсовом диске, то чтобы чрезмерно не загрязнить дно изделия гипсом (что может привести к разрыву его при обжиге), между дном и гипсом рекомендуется проложить кусок ткани, примазав его небольшим количеством пластичной массы. По окончании работы проволоку протягивают уже под этой прокладкой, а затем, когда изделие слегка подвялится, ее отдирают от дна. Опытные мастера при изготовлении небольших изделий обычно фиксируют положение рук при помощи корпуса своего тела, прижимая к нему руки, но в конструкции учебного круга надо предусмотреть опору для рук и поддон. При изготовлении крупных изделий и работе с гипсом необходим подручник («правилка») с двумя боковыми ступенчатыми подставками-лесенками. Кроме того, необходимо иметь банку с водой для регулярного смачивания рук, а тем самым для увлажнения изготовляемых изделий.
|
Просмотров: 864 |
Добавил: огонек
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|